Адрес:

г. Рыбинск, Крестовая ул., д. 17

Поделитесь в соцсетях:

Достопримечательности

Главный дом усадьбы Тюменевых – Переславцевых

Построен в 1800-е гг. Объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
Главный дом усадьбы Тюменевых-Переславцевых выстроен в первое десятилетие XIX века. Владельцем дома был купец Фёдор Егорьевич Тюменев. У него было два сына и дочь. Имение унаследовал средний сын, но он умер бездетным и в 1845 году хозяйкой дома становится Александра Фёдоровна Тюменева, по мужу Переславцева. А затем ее сын Александр Петрович Переславцев.

В доме было 17 жилых комнат, две кухни. Отапливался дом изразцовыми печами, а на втором этаже был железный балкон, с застекленными рамами. В 1870-х по проекту архитектора Петра Уткина к дому были пристроены два флигеля, в одном из которых были лестницы, а в другом прачечная и баня. Во дворе имения была оранжерея и обширный сад с прудом.

В конце 1878 года Александр Переславцев обращается в городскую управу с просьбой разрешить «построить на его доме стеклянную галерею для фотографии». Галерея была построена и в ней разместилась фотомастерская известного рыбинского фотографа Андрея Андреевича Сигсона, прославившего Рыбинск на весь мир.

Андрей Сигсон родился в Варшаве в 1840 году. В четырнадцать лет поступил работать «мальчиком» в магазин готового платья. Но увлекся дагерротипами и перешел работать помощником фотографа в одну из дагерротипных мастерских польской столицы. В семнадцать лет Сигсон в поисках лучей жизни приехал на жительство в богатый город Рыбинск, где стал помощником фотографа Сергея Зимулина. После смерти хозяина ателье перешло в собственность Сигсона.  Он занимался портретной и пейзажной фотосъемкой, но славу ему принесли не эти фото. В начале 1870-х годов Андрей Сигсон увлекся микрофотографией и выбрал для съемок необычный объект – снежинки. Десять лет он работал над тем, чтобы добиться идеальных изображений, ловя снежинки в своей мастерской под стеклянной крышей на чердаке усадьбы Переславцевых. Наконец в 1892 году девятый номер журнала Физико-химического общества при императорском Петербургском университете сообщил о полном успехе фотографа из Рыбинска. В 1900 году фотографии снежинок, инея и изморози, изготовленные рыбинским фотографом А. А. Сигсоном, получили медаль Всемирной выставки в Париже.

В 1906 году усадьбу выкупил Федор Кругликов, который организует во дворе имения один из первых кинотеатров.

После революции в 1919 году в доме номер 17 открылась студия изобразительного искусства Пролеткульта, которая положила начало массовому развитию изобразительного искусства в Рыбинске.

Ее руководителем был художник Михаил Щеглов. Октябрь 1917 г. застал Щеглова в Рыбинске, где он организовал художественную студию и мастерскую под названием «Афреклоб» (т.е. – афиша, реклама, объявления). Основная работа мастерской-студии заключалась в оформлении революционных праздников, в изготовлении различных панно, портретов, диаграмм, транспарантов и т.п. Художники студии выступали в казармах перед солдатами, рисовали политические карикатуры, расписывали составы, отправляющиеся на фронт против Деникина и Колчака, выпускали местные «Окна РОСТа». Осенью 1919 года в студию, которой руководил Щеглов, записался молодой Н. Соколов; это была первая встреча с искусством будущего народного художника СССР – Николая Соколова, одного из «Кукрыниксов». Многие другие ученики студии ИЗО Пролеткульта стали профессиональными художниками. Григорий Базурин работал художником-декоратором в Большом театре. Лев Писаревский стал скульптором – именно он создал рыбинского «Бурлака». Константин Шатов работал главным художником музея-панорамы «Бородинская битва».

Описание

Построен в 1800-е гг. Объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
Главный дом усадьбы Тюменевых-Переславцевых выстроен в первое десятилетие XIX века. Владельцем дома был купец Фёдор Егорьевич Тюменев. У него было два сына и дочь. Имение унаследовал средний сын, но он умер бездетным и в 1845 году хозяйкой дома становится Александра Фёдоровна Тюменева, по мужу Переславцева. А затем ее сын Александр Петрович Переславцев.

В доме было 17 жилых комнат, две кухни. Отапливался дом изразцовыми печами, а на втором этаже был железный балкон, с застекленными рамами. В 1870-х по проекту архитектора Петра Уткина к дому были пристроены два флигеля, в одном из которых были лестницы, а в другом прачечная и баня. Во дворе имения была оранжерея и обширный сад с прудом.

В конце 1878 года Александр Переславцев обращается в городскую управу с просьбой разрешить «построить на его доме стеклянную галерею для фотографии». Галерея была построена и в ней разместилась фотомастерская известного рыбинского фотографа Андрея Андреевича Сигсона, прославившего Рыбинск на весь мир.

Андрей Сигсон родился в Варшаве в 1840 году. В четырнадцать лет поступил работать «мальчиком» в магазин готового платья. Но увлекся дагерротипами и перешел работать помощником фотографа в одну из дагерротипных мастерских польской столицы. В семнадцать лет Сигсон в поисках лучей жизни приехал на жительство в богатый город Рыбинск, где стал помощником фотографа Сергея Зимулина. После смерти хозяина ателье перешло в собственность Сигсона.  Он занимался портретной и пейзажной фотосъемкой, но славу ему принесли не эти фото. В начале 1870-х годов Андрей Сигсон увлекся микрофотографией и выбрал для съемок необычный объект – снежинки. Десять лет он работал над тем, чтобы добиться идеальных изображений, ловя снежинки в своей мастерской под стеклянной крышей на чердаке усадьбы Переславцевых. Наконец в 1892 году девятый номер журнала Физико-химического общества при императорском Петербургском университете сообщил о полном успехе фотографа из Рыбинска. В 1900 году фотографии снежинок, инея и изморози, изготовленные рыбинским фотографом А. А. Сигсоном, получили медаль Всемирной выставки в Париже.

В 1906 году усадьбу выкупил Федор Кругликов, который организует во дворе имения один из первых кинотеатров.

После революции в 1919 году в доме номер 17 открылась студия изобразительного искусства Пролеткульта, которая положила начало массовому развитию изобразительного искусства в Рыбинске.

Ее руководителем был художник Михаил Щеглов. Октябрь 1917 г. застал Щеглова в Рыбинске, где он организовал художественную студию и мастерскую под названием «Афреклоб» (т.е. – афиша, реклама, объявления). Основная работа мастерской-студии заключалась в оформлении революционных праздников, в изготовлении различных панно, портретов, диаграмм, транспарантов и т.п. Художники студии выступали в казармах перед солдатами, рисовали политические карикатуры, расписывали составы, отправляющиеся на фронт против Деникина и Колчака, выпускали местные «Окна РОСТа». Осенью 1919 года в студию, которой руководил Щеглов, записался молодой Н. Соколов; это была первая встреча с искусством будущего народного художника СССР – Николая Соколова, одного из «Кукрыниксов». Многие другие ученики студии ИЗО Пролеткульта стали профессиональными художниками. Григорий Базурин работал художником-декоратором в Большом театре. Лев Писаревский стал скульптором – именно он создал рыбинского «Бурлака». Константин Шатов работал главным художником музея-панорамы «Бородинская битва».